Не случайно Мефистофель явился Фаусту в образе Пуделя. Смышленость пуделя, непревзойденного циркового артиста, в Средние века получила даже мистическое объяснение, привлекая недоброе внимание инквизиции. А в студенческой среде понятливость пуделей была символом способности к наукам, и в каждой корпорации западноевропейских студентов вплоть до 17 века непременно был свой любимец пудель.
Композитор Рихард Вагнер брал на репетиции оркестра своего пуделя. Если в звучании инструментов возникала дисгармония, пес начинал громко лаять. Таким же образом он реагировал и в том случае, если хозяин, дирижируя, в ужасе вздымал вверх руки, услышав фальшивую ноту.
Людвиг Ван Бетховен сочинил в 1787 году "Элегию" на смерть своего пуделя.
Широко известна очень смешная и поучительная история, написанная Гейне о пуделе Брутусе. О пуделе также писали Джеймс Тарбер (лучшие, пожалуй, рассказы о пуделях), Джон Стейнбек, Жаклин Сьюзен, Рихард Зивалд.
Слово "пудель" по-английски - "puddle" - "лужа". До 16 в он назывался "водяной собакой". Так же близко по значению "промокший до нитки". Изображений пуделя, относящихся к 14 и 15 вв. очень много. Замечательную сцену запечатлел Рименшнайдер на надгробии кайзера Генриха Второго. Маленький, стриженный "подо льва" пудель спрыгивает с ложа кайзера в предчувствии приближающейся к нему смерти. Здесь отображена известная всем черта поведения собак. Пудель получил свое теперешнее имя между 17 и 18 вв. во времена рококо.
Плутарх упоминает о небольшом пуделе Зоппико, которого очень любил римский император Веспасиан и который проделывал перед ним различные мимические представления.
Во время итальянской войны, окончившейся битвами при Сольферино и Виллафранка, третий зуавский полк садился на корабли в Алжире, чтобы отправиться в Геную. Был отдан приказ не брать с собой собак. Зуавы были очень огорчены, т.к. очень любили своих собак (преимущественно пуделей) и они были почти у каждого. Но выход был найден. Собак попрятали в барабаны и таким образом они были доставлены на корабль, не попавшись начальству на глаза.
"Собакой Революции" называли пуделя во французской армии времен Наполеона. Специальным приказом Бонапарта, заботящегося об офицерских кадрах армии, пудель был утвержден как неотъемлемая часть офицерского снаряжения. Офицеры брали маленьких собак в сражения, сажая в ранцы. Делалось это для того, чтобы в случае ранения, выпустив собаку из ранца, привлечь к себе внимание полковых врачей, искавших раненых на поле боя. Пудель начинал визжать и лаять, прыгая около раненого хозяина, и пройти мимо было просто невозможно.
"Ошибочно полагающееся естественное отсутствие прав у животных, заблуждение, лишающее наше к ним отношение морального начала - это присущая именно западному мировоззрению возмутительная жестокость, варварство…", - писал Шопенгауэр. Великий немецкий философ держал пуделей со студенческих лет. Он уже в молодости понял, что без собаки жить просто не может. В зрелые же годы Шопенгауэр с полным правом упрекал христианское учение в том, что оно игнорирует наших маленьких братьев. Последним псом мыслителя был коричневый пудель Буц. Он имел обыкновение возлежать на черной медвежьей шкуре возле софы. Он сопровождал стареющего пессимиста в ежедневных прогулках, во время которых Шопенгауэра и посещали великие мысли. Во Франкфурте философ и его пудель стали своего рода местной достопримечательностью. В минуты особого расположения к пуделю, Шопенгауэр величал его "Атман", что означало "мировая душа". Если же философ желал отругать Мировую душу, которая вела себя неподобающим образом, скажем, в элегантном Английском подворье, где философ обычно обедал, то он называл пуделя - "Ты, человек" и бросал на него косые, укоряющие взгляды. Неудивительно, что за глаза о Шопенгауэре говорили как о человеке не вполне нормальном и требующим от своей собаки слишком многого.
Пуделя знаменитого ювелира эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини звали Барукко. Челлини был прекрасным стрелком и обучил своего пуделя делать над дичью стойку так, чтобы одной пулей убить двух птиц. Кроме того, пудель охранял его мастерскую от воров, и однажды даже проходил "свидетелем" по делу об ограблении мастерской. Он, узнав вора, бросался на него до тех пор, пока тот, не успев даже дать официальных показаний, от страха признался во всем и вернул украденное.
В Средневековой Италии 14 - 16 вв. папским указом были запрещены дуэли между дворянами и преследовались по закону. Сильнее всего страдало лицо приславшее вызов, т.е. зачинщик. Таковое лицо подвергалось большому денежному штрафу, а в некоторых случаях и изгнанию. Чтобы избежать этого, дворяне прибегали к следующему хитроумному способу. Они специально тренировали для этой цели собак, преимущественно пуделей, каковые, подойдя к дому, в котором жил противник, обязательно при свидетелях, справляли на угол большую и малую нужду. Пудели так и назывались - "дуэльные собаки", или "хвостатый вызов". После совершения таковых действий, вызов считался сделанным. Официально придраться было не к чему, и служители закона, которые и сами не чужды были решения вопросов чести посредством поединка, закрывали на это глаза. Таким образом, справление нужды у итальянских собак, заменяло пощечину, как причину вызова во всех европейских странах.
"Подмастерье", - так называли собак (преимущественно пуделей) художники в эпоху Возрождения. Считалось, что развлечь скучающую модель во время сеанса почти также трудно, как писать портрет, в особенности, если эта модель - женщина. Функцию "развлекателя" выполняла обученная собака, которая выделывала всевозможные фокусы. Во время этого собачьего представления модель расслаблялась и выглядела естественно. Собачьими услугами пользовались такие художники как Леонардо и Рафаэль, шутливо называвшие их "подмастерьями" и с чьей легкой руки это название и сохранилось за ними.
Мусташ вошел в историю как самый знаменитый боевой пес. Его имя означает "Усатый". Это был большой черный пудель, сопровождавший в разное время несколько полков армии Наполеона и принимавший участие в битвах при Маренго (1800 г) и Аустерлице (1805 г). Однажды Мусташ спас целый гренадерский полк, вовремя предупредив французов о приближении австрийских войск. За этот подвиг его имя было внесено в список полка, а самого героического пса подстригли на воинский манер, повесили ему на шею медаль на ленте и, что самое главное, поставили на довольствие наравне с другими гренадерами. При Аустерлице доблестный пудель спас полковое знамя, стянув его с тела убитого знаменосца и вернув в свое расположение. Кроме того, имя пса послужило нарицательным прозвищем любого храброго офицера или солдата в Наполеоновской армии. Иногда император, забывшись, трепал по плечу какого-нибудь отличившегося в бою офицера и называл его: "Мой Мусташ!". Примерно в то же самое время состоялась ратная карьера и другого боевого пуделя, Барбуша (Бородатого). В 1800 г при Маренго он потерял левую переднюю лапу, получив удар саблей. Позднее он помогал своему хозяину, тоже инвалиду войны, добывать хлеб насущный, выступая вместе с ним с различными трюками. Коронным номером его программы было выступление в роли бездыханной собаки.
Знаменитые владельцы:
Император Александр Второй владел Гарсоном (пудель); композитор Верди, автор "Риголетто", пудель Лулу. У Робеспьера был любимый большой пудель Броун. Рато, знаменитая комнатная собака карликовый пудель Нинон де Ланкло (1620 - 1705 гг.), знаменитой французской куртизанки. Шопенгауэр обожал своего пуделя. Владельцем малого абрикосового пуделя "Ниночка" была наша великая российская балерина Майя Плесецкая. Королева Анна владела пуделем, у английского принца Руперта (1642г.) был белый пудель. Карл Великий и несчастная Мария Антуанетта боготворили своих кудрявых любимцев. Людвиг ван Бетховен, Мария Каллас и Рената Тибальди, возможно, их кучерявые любимцы владели не меньшим талантом. Пудель был музой для Томаса Манна и Жорж Санд. Нельзя не отметить таких великих людей, которые оценили покладистый характер пуделя, это мадам Помпадур, Уинстон Черчиль, космонавт Валентина Терешкова…
Кроме того, владельцами разных пуделей на сегодняшний день являются: телеведущий Владимир Молчанов, актриса Лариса Лужина, певица Тамара Синявская и певец Муслим Магомаев, поэтесса Лариса Рубальская, певец Михаил Звездинский, певица Лариса Черникова… Сегодня пуделя имеет президент России Владимир Владимирович Путин!
В 18 в. много шума наделал процесс "Французская таможня против пуделей". Вызван он был одним лишь пуделем по имени Малин. Среди контрабандистов он был известен под прозвищем "Кадка с золотом". Его хозяин, поначалу, был бедным контрабандистом и с помощью своей собаки переправлял через границу дорогие кружева. Вскоре он разбогател. Приятели, позавидовав ему, сделали донос в таможню о том, что "большой и толстый белый пудель - самый ловкий и самый вредный контрабандист". Стали следить, но белого пуделя не видели. Тогда снова поступил донос, что пудель по-прежнему продолжает проносить под шкурой дорогие кружева, но что шерсть на его шкуре бывает теперь разных цветов; что это проделка его хозяина, который подкрашивает надетую на пуделя шкуру в разные цвета. Началась травля на пуделей всех цветов. Малин, однако, продолжал свое дело. Исполнив же поручение, он укрывался в назначенном ему месте и ждал хозяина. Тот, появившись, перерезывал нитки, которыми была сшита по швам шкура, надетая на гладко остриженного пса, снимал кружева, которые были намотаны на собаку, и отправлялся с товаром в Париж. Эта торговля доставила ему огромное состояние.
В средние века, Франции, существовал монашеский орден "Младших братьев святого Франциска". В народе их называли "собакопоклонники", и действительно, монахи этого ордена были известны как ревностные почитатели собак, и, особенно, пуделей. Платье они носили широкое, из толстого сукна, и подпоясывались веревкой (corde) - отчего и получили название "кордильеров". Жили они исключительно милостыней. Заметим, что временами они и вовсе оставались без еды. Однажды, как гласит легенда, на помощь им пришел живший в монастыре пудель. Он взял на себя задачу снабжать каждое утро братию раками. Звали его Зозо. Рано утром, Зозо отправлялся на свалку и вываливался в нечистотах. Затем приходил к реке, входил в воду, и притворялся мертвым. Раки, привлекаемые запахом нечистот, спешили облепить пуделя, чтобы поесть падали, как они предполагали, и запутывались в собачьей шерсти. Тогда пудель, весь покрытый раками, выходил из воды и относил добычу на монастырскую кухню. Так он до старости кормил монахов и после его смерти пудели особенно почитались уставом ордена.
Первое описание пуделя принадлежит Конраду Гесснеру. В 1555 году он описал большого пуделя, назвав его "водной собакой". В 1562 году Гунарт Форер описал уже и большого, и карликового и многоцветного пуделя.
Самое крупное наследство, оставленное собаке, составило 15 млн. долларов. Элла Уэндел из Нью-Йорка оставила его в 1931 г. своему пуделю Тоби. Элла росла в семье чудаков, где собакам личные дворецкие подавали бараньи котлетки высшего сорта. Спали собаки в собственных спальнях на миниатюрных резных кроватях с балдахинами, застланных атласными простынями.
В Житомире у Куприна появился черный приблудный пудель, которого он назвал Негодяем. В своем дневнике Куприн записал: "Собаки на наших глазах все больше очеловечиваются. Но мы видим примеры особачившихся и освинячившихся людей…". Любимую собаку Куприна звали Сапсан. Ее раздобыл для него его хороший знакомый, заведовавший псарней великого князя Михаила.
Dogshow.ru
|