Пудель — психоаналитик - статьи ДИНАСТИИ ЛЮМЬЕР

Пудель — психоаналитик


Мода на собак изменилась — вместо бойцовых псов люди покупают комнатных собачек. А значит, в нашей стране дела потихоньку идут на лад.

ЖЕЛАНИЕ человека завести собаку вроде бы абсолютно естественно. Доктор биологических наук, профессор МПГУ Владимир Галушин объяснил: «Стремление людей иметь возле себя домашних питомцев, и прежде всего собак, которые первыми были приручены нашими прародителями, — это биологическая потребность. Животные — наши успокоители, своеобразные транквилизаторы». Но собаки еще и прекрасное мерило психологического климата общества.

В эпоху перенаселенных советских коммуналок и тотального дефицита содержать псов было негде и не на что. Поэтому в СССР насчитывалось не более 15 пород. И были это в массе своей собаки военные, народно-хозяйственные, в редких случаях — охотничьи. По мнению кинологов, первым этот собачий «железный занавес» прорвал пудель. В 50-е телевидение широко осветило необычный подарок английской королевы Елизаветы тогдашнему главе страны Хрущеву — белого пуделя. А затем на экраны вышел культовый мультфильм «Приключения Буратино», который эту моду только подогрел. Неудивительно, что большинство пуделей имели одинаковую кличку — Артемон.

В 60–70-х годах в чести оказались фокстерьеры и верные и преданные, судя по экранным прототипам (вспомним фильмы «Ко мне, Мухтар!» и «Пограничный пес Алый»), овчарки. А чуть позже — эрдельтерьеры, прославившиеся благодаря «Приключениям Электроника», и колли (из-за сериала «Лесси»). Страну охватил настоящий собачий бум. Собака впервые становится компаньоном, а не слугой.

В горячие перестроечные годы границы открылись, и в страну потоком хлынули разнообразные экзотические псы. Количество пород превысило 300. Мода менялась едва ли не ежемесячно, но вскоре самыми востребованными оказались псы бойцовых пород. Покупку злобного питбуля владельцы объясняли ростом преступности, не подозревая, что управляют ими иные мотивы. Демонстрируя подобную собаку, человек доказывал свою силу и агрессию по отношению к окружающему миру. А внешняя неэстетичность собак становилась для людей психологической защитой от собственной неустроенности.

В первую очередь такие псы появлялись в неблагополучных семьях, и, как правило, приводила их в дом именно «слабая», запуганная сторона. При этом плохо от подобной моды было всем. Неподготовленные хозяева не умели правильно вести себя со столь сложными для содержания породами. Отсюда и огромное количество случаев нападения на людей «собак-убийц». По статистике, от агрессивных псов люди страдают чаще, чем, например, в авиакатастрофах. При этом от природы добрые, но неуравновешенные питбули, бросаясь на всех подряд, сами рано погибали от переизбытка нервных стрессов.

Мода на «страшных» псов продержалась до конца 90-х. Известный зоопсихолог, сотрудник факультета психологии МГУ Елена Федорович объяснила: «Раньше собакам отводилась в первую очередь охранно-сторожевая функция. Но в последние годы, согласно данным статистики, на первое место вышли совершенно другие причины. Такие, как разрешение семейных конфликтов, попытка за счет дорогой и престижной породы повысить свой социальный статус и главное — желание обрести смысл жизни и избавиться от одиночества». Именно отсюда возникла у нуворишей тяга к декоративным йоркширским терьерам, мексиканским и китайским голым собакам.

Психологи уверяют, что мода на маленьких песиков появилась в среде зажиточных россиян от резкого увеличения размеров квартир и загородных домов — на человека давят большие жилые пространства. Голые же песики, как правило, — свидетельство комплекса вины за недостаточное внимание к близким.

Не только богачи, но и «средние» россияне сменили приоритеты. Сегодня «средний» россиянин предпочитает пса-компаньона: покладистого бордоского дога и американского бульдога, доброго далматина и лабрадора, веселую таксу и умильного бассета. Даже свирепые породы, несмотря на все усилия кинологов по поддержанию их основных функций, стали стремительно добреть.

Кстати
20% жителей больших городов имеют собаку, в средних и малых населенных пунктах это количество вдвое-втрое больше.
От 300 до 1000 долларов в зависимости от родословной стоит щенок особо модной породы.

Юлия ТУТИНА
http://www.aif.ru
Аргументы и факты, выпуск 28 (1289) от 13 июля 2005 г.


НАЗАД